Борьба «за лён»

        Был февраль. Я был в гостях у своих бабушках в г. Малоярославце, Калужская область.   Красивые там места: крутые холмы, монастыри и церкви на них, врезанные в землю как крепости, маленькие речушки, бесчисленные родники, поля и леса. Покой и безмятежность природы позволяет услышать биение собственного сердца. Всего 100 км от самого крупного мегаполиса Европы – г. Москва.

       В это же время, приехал туда мой двоюродный дед Петр Васильевич Боковиков. Прибыл на поезде из Сибирского населенного пункта «Называевка», погостить к своим родным сестрам,  моим «бабе Шуре» и «бабе Рае».

       Как в большинстве здоровых русских семьях, основное занятие в таких случаях следующее: баня, питье, еда да разговоры.

       Так разговорился я со своим дедом Петром. Говорили о многом: политика, история, байки, да и просто молчали о чем-то.

      

С тобой многоуважаемый читатель, я хочу поделиться следующим:

«Народные забавы в Сибирской губернии: Почему…?». 

       Мне очень не просто окончательно сформулировать этот вопрос, т. к.  мысли мои имеют больше формы отрывочных суждений, нежели оптимальной для понимания системы «вопрос - ответ».

        Позволь же мне, читатель, продолжить мое повествование.

       Я студент Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.  В моем направлении «бакалавр экономики» есть курс «Институциональная экономика». Данное направление изучает проблемы «черных ящиков» моделей традиционной экономической теории. В самом общем виде – это наука об        экономическом поведении, некий синтез экономики, психологии и права.

       Мой лектор г-н Аузан, создатель «Закона о защите прав потребителей в РФ» и автор огромного числа других трудов, поведал очередную интересную историю.

       Во время его поездки в США, он был приглашен на очень популярную там игру «бейсбол».  Североамериканские друзья пригласили, и он не мог отказаться. Игра была для него ОЧЕНЬ не интересной и долгой. Но американцам почему-то ОЧЕНЬ нравилось.  Просидев на трибуне более 3 часов, у него было время подумать: «Почему… эта игра им нравиться

       Г-н Аузан пришел к следующему выводу: «Бейсбол – это суть американской жизни: каждый игрок играет против всей команды соперника и может победить!»

       Это как бы спортивное отражение одного из пунктов Конституции США: «Каждый имеет право на счастье!»

       Несмотря о наличии данной игры и в других странах, наибольшей популярностью она пользуется только в США. Она – отражение их идеала жизни. Только американцы искренне «болеют» бейсболом.

       После этого, г-н Аузан задал вопрос аудитории: «А у нас? Какая игра – наша болезнь

       Кто-то ответит: «Футбол! Спартак

       Г-н Аузан категорически отверг данный ответ. Т. к. «Футбол – явление мировое. Там размыты национальные особенности. Как и во многих других видах спорта».

       «Ну! Что? Какая игра у нас?» - спросил г-н Аузан. Ответа не последовало.

      

       Я считаю, что наша игра - это состязательная традиция, выраженная в различных вариациях рукопашного мастерства. 

       К счастью, сегодня Вы – многоуважаемый читатель – сможете найти много материалов по данной тематике.

       К сожалению, сегодня данное явление – как постоянная практика всех возрастов -  не так массово выражено, как раньше.

А были времена,

Ø     когда зимой, на Москве-реке собиралось тысячи людей поучаствовать в коллективной рукопашке. Люди искренне болели этим занятием.

Ø     Картина моего славного земляка-красноярца Сурикова «Взятие снежного городка», так же свидетельствует об этом явлении.

Ø     Легенда о Василии Буслае, бросившем вызов целому городу Новгороду и бившийся на мосту деревянными палками.

Ø      и многое другое.

Все это состязательная традиция, «спортивная болезнь» времен, не так давно прошедших.

Все это игры,  которые часто не понималась как многими зарубежными наблюдателями, так и целыми институциональными образованиями России. Например, православная церковь.

Но народ ЛЮБИЛ! Народ БОЛЕТ! Народ ПРИХОДИЛ!

Я вижу в этом определенную схожесть с американским бейсболом, максимально популярным только в США.

Вы спросите:

 «Почему в России было так популярно данное занятие?»

Ответ:

       «Потому что каждый, не взирая на свое сословие, мог выйти и победить! Каждый!!!»

 

       Уважаемый читатель!

       Прошу извинить меня, за возможную не последовательность моих мыслей. Но сейчас я хочу сформулировать мой вопрос: Народные забавы в Сибирской губернии: Почему и как в моем роду этим «болели»?

      

О МОЕМ РОДЕ:

       Я, Невейкин Владимир Петрович, знаю фамилии, тесное сплетение которых  породили меня на свет. А именно: Невейкины, Боковиковы, Гагарины и Тюгаевы. Более 100 лет назад, все эти рода разными путями попали в Сибирь из: Белоруссии, Дона, Петербурга и Украины.

Сословность родов была следующей:

Ø      Крестьяне (Белоруссия, Невейкин),

Ø      Казаки (челдонцы, с Дона-реки, Боковиков),

Ø      Купцы текстильщики (Петербург, Гагарин),

Ø      Из Тюгаевых мне известен по яркому сословному признаку только мой дед Михаил, бывший настоятелем Киевско-Печорской лавры (Украина).

В Сибири же все рода вели крестьянский образ жизни. Постепенно большинство перебралось в г. Красноярск.  Мои родители – Красноярцы, из района «Покровка». Если взгляните на 10 рублевую купюру, то на одной из сторон Красноярская ГЭС, а на другой – Часовня в Покровке, которая возвышается над левобережной частью г. Красноярска.

В итоге, я - русский парень, красноярец. Буду купцом (пантуюсь).

 

О ЗАБАВЕ МОЕГО РОДА:

        Вот о чем поведал мне мой дед Петр Васильевич, о моем прадеде Василии Боковикове!

       Когда заканчивались работы в полях по сбору урожая, мой прадед Василий Боковиков собирался с друзьями и ездил по соседним деревням. Слыл он сильным борцом в состязании, которое называлось «Борьба за лен».

       Это вид борьбы с предварительным обоюдным захватом двумя руками за шею противника. В простонаречье называлось данное действие «взять за лён».

       Победа присуждалась тому, кто мог сбить с ног противника. Дед Петр поведал мне, что после таких поездок у его отца Василия все ноги были сильно избиты. Следовательно, противники били друг друга по ногам.

       Итак, «Борьба за лён» - состязательная традиция, с предварительным обоюдным захватом соперниками друг друга руками, с использованием как борцовской, так и ударной техники.

       Одним из часто используемых приемов «победы» прадеда Василия было сильное сжатие у противника шеи (взять за лён). Добиваясь  его дезориентации или болевого шока, можно было с большей убедительностью повалить оппонента на землю, либо просто сбить с ног.

       Вот так мой прадед реализовывал свое право выйти и победить через состязательную традицию. Это был один из способов реализации своего права на счастье!

Я же стараюсь поддерживать данную традицию через посещения состязательных мероприятий Московской Федерации Вольного Боя. Там реализуют люди свое право на счастье. И самое приятное, заставлять себя не приходиться…Скорее моя семья всячески сдерживает    подобные инициативы.

Но буйства крови сдерживать не хочу!

Ведь никто из нас не застрахован от обязанности участия в «Куликовых битвах будущего».  Как и мои деды не были застрахованы от участия во Второй мировой войне. Вернулись немногие.

Один из вернувшихся, с перебитыми ногами, был мой прадед Василий!

         "Хмельна для них Славянов кровь

       Но тяжко будет их похмелье. "

                                                        А. Пушкин

       Я реализую свое право на счастье, что бы в вероятное тяжелое время внести достойную лепту в тяжелое похмелье вероятных врагов!

 

Людота

Вернуться на Развилку

 

Hosted by uCoz