Борьба
«за лён»
Был февраль. Я был в гостях у своих
бабушках в г. Малоярославце, Калужская
область. Красивые там места: крутые
холмы, монастыри и церкви на них, врезанные
в землю как крепости, маленькие речушки,
бесчисленные родники, поля и леса. Покой и
безмятежность природы позволяет услышать
биение собственного сердца. Всего 100 км от
самого крупного мегаполиса Европы – г.
Москва.
В это же время, приехал туда
мой двоюродный дед Петр Васильевич
Боковиков. Прибыл на поезде из Сибирского
населенного пункта «Называевка», погостить
к своим родным сестрам, моим
«бабе Шуре» и «бабе Рае».
Как в большинстве здоровых
русских семьях, основное занятие в таких
случаях следующее: баня, питье, еда да
разговоры.
Так разговорился я со своим
дедом Петром. Говорили о многом: политика,
история, байки, да и просто молчали о чем-то.
С
тобой многоуважаемый читатель, я хочу
поделиться следующим:
«Народные
забавы в Сибирской губернии: Почему…?».
Мне очень не просто окончательно
сформулировать этот вопрос, т. к. мысли
мои имеют больше формы отрывочных суждений,
нежели оптимальной для понимания системы «вопрос
- ответ».
Позволь же мне, читатель,
продолжить мое повествование.
Я студент Московского
государственного университета им. М. В.
Ломоносова. В моем
направлении «бакалавр экономики» есть курс
«Институциональная экономика». Данное
направление изучает проблемы «черных
ящиков» моделей традиционной
экономической теории. В самом общем виде –
это наука об экономическом
поведении, некий синтез экономики,
психологии и права.
Мой лектор г-н Аузан,
создатель «Закона о защите прав
потребителей в РФ» и автор огромного числа
других трудов, поведал очередную
интересную историю.
Во время его поездки в США,
он был приглашен на очень популярную там
игру «бейсбол». Североамериканские друзья
пригласили, и он не мог отказаться. Игра
была для него ОЧЕНЬ не интересной и долгой.
Но американцам почему-то ОЧЕНЬ нравилось.
Просидев на трибуне более 3 часов, у него
было время подумать: «Почему…
эта игра им нравиться?»
Г-н Аузан пришел к следующему выводу: «Бейсбол
– это суть американской жизни: каждый игрок
играет против всей команды соперника и
может победить!»
Это как бы спортивное отражение одного
из пунктов Конституции США: «Каждый
имеет право на счастье!»
Несмотря о наличии данной игры и в
других странах, наибольшей популярностью
она пользуется только в США. Она –
отражение их идеала жизни. Только
американцы искренне «болеют» бейсболом.
После этого, г-н Аузан задал
вопрос аудитории: «А у
нас? Какая игра – наша болезнь?»
Кто-то ответит: «Футбол! Спартак!»
Г-н Аузан категорически отверг данный
ответ. Т. к. «Футбол –
явление мировое. Там размыты национальные
особенности. Как и во многих других видах
спорта».
«Ну!
Что? Какая игра у нас?» - спросил г-н Аузан.
Ответа не последовало.
Я считаю, что наша игра - это
состязательная традиция, выраженная в
различных вариациях рукопашного
мастерства.
К счастью, сегодня Вы – многоуважаемый
читатель – сможете найти много материалов
по данной тематике.
К сожалению, сегодня данное
явление – как постоянная практика всех
возрастов - не так
массово выражено, как раньше.
А
были времена,
Ø
когда
зимой, на Москве-реке собиралось тысячи
людей поучаствовать в коллективной
рукопашке. Люди искренне болели этим
занятием.
Ø
Картина
моего славного земляка-красноярца Сурикова
«Взятие снежного городка», так же
свидетельствует об этом явлении.
Ø
Легенда
о Василии Буслае, бросившем вызов целому
городу Новгороду и бившийся на мосту
деревянными палками.
Ø
и
многое другое.
Все
это состязательная традиция, «спортивная
болезнь» времен, не так давно прошедших.
Все
это игры, которые
часто не понималась как многими
зарубежными наблюдателями, так и целыми
институциональными образованиями России.
Например, православная церковь.
Но
народ ЛЮБИЛ! Народ БОЛЕТ! Народ ПРИХОДИЛ!
Я
вижу в этом определенную схожесть с
американским бейсболом, максимально
популярным только в США.
Вы
спросите:
«Почему
в России было так популярно данное занятие?»
Ответ:
«Потому что каждый,
не взирая на свое сословие, мог выйти и
победить! Каждый!!!»
Уважаемый читатель!
Прошу извинить меня, за
возможную не последовательность моих
мыслей. Но сейчас я хочу сформулировать мой
вопрос: Народные
забавы в Сибирской губернии: Почему и как в
моем роду этим «болели»?
О МОЕМ РОДЕ:
Я, Невейкин Владимир
Петрович, знаю фамилии, тесное сплетение
которых породили
меня на свет. А именно: Невейкины,
Боковиковы, Гагарины и Тюгаевы. Более 100 лет
назад, все эти рода разными путями попали в
Сибирь из: Белоруссии, Дона, Петербурга и
Украины.
Сословность
родов была следующей:
Ø
Крестьяне
(Белоруссия, Невейкин),
Ø
Казаки
(челдонцы, с Дона-реки, Боковиков),
Ø
Купцы
текстильщики (Петербург, Гагарин),
Ø
Из
Тюгаевых мне известен по яркому сословному
признаку только мой дед Михаил, бывший
настоятелем Киевско-Печорской лавры (Украина).
В
Сибири же все рода вели крестьянский образ
жизни. Постепенно большинство перебралось
в г. Красноярск. Мои родители – Красноярцы, из
района «Покровка». Если взгляните на 10
рублевую купюру, то на одной из сторон
Красноярская ГЭС, а на другой – Часовня в
Покровке, которая возвышается над
левобережной частью г. Красноярска.
В
итоге, я - русский парень, красноярец. Буду
купцом (пантуюсь).
О ЗАБАВЕ
МОЕГО РОДА:
Вот о чем поведал мне мой
дед Петр Васильевич, о моем прадеде Василии
Боковикове!
Когда заканчивались работы
в полях по сбору урожая, мой прадед Василий
Боковиков собирался с друзьями и ездил по
соседним деревням. Слыл он сильным борцом в
состязании, которое называлось «Борьба за
лен».
Это вид борьбы с
предварительным обоюдным захватом двумя
руками за шею противника. В простонаречье
называлось данное действие «взять за лён».
Победа присуждалась тому,
кто мог сбить с ног противника. Дед Петр
поведал мне, что после таких поездок у его
отца Василия все ноги были сильно избиты.
Следовательно, противники били друг друга по ногам.
Итак, «Борьба за лён» -
состязательная традиция, с предварительным
обоюдным захватом соперниками друг друга
руками, с использованием как борцовской,
так и ударной техники.
Одним из
часто используемых приемов «победы»
прадеда Василия было сильное сжатие у
противника шеи (взять за лён). Добиваясь
его дезориентации или болевого шока,
можно было с большей убедительностью
повалить оппонента на землю, либо просто
сбить с ног.
Вот так мой прадед
реализовывал свое
право выйти и победить через
состязательную традицию. Это был один из
способов реализации своего
права на счастье!
Я
же стараюсь поддерживать данную традицию
через посещения состязательных
мероприятий Московской Федерации Вольного
Боя. Там реализуют люди свое право на
счастье. И самое приятное, заставлять себя
не приходиться…Скорее моя семья всячески
сдерживает подобные инициативы.
Но
буйства крови сдерживать не хочу!
Ведь
никто из нас не застрахован от обязанности
участия в «Куликовых битвах будущего».
Как и мои деды не были застрахованы от
участия во Второй мировой войне. Вернулись
немногие.
Один
из вернувшихся, с перебитыми ногами, был мой
прадед Василий!
"Хмельна для них Славянов кровь
Но тяжко будет их похмелье. "
А. Пушкин
Я реализую свое право на счастье, что бы
в вероятное тяжелое время внести достойную
лепту в тяжелое похмелье вероятных врагов!
Людота